«Установлено, что в организме человека его собственному мозгу подчиняется любая клетка, орган и функция. …гипнотизер создает особое состояние мозга, во время которого резко повышается его чувствительность и управляемость словами гипнотизера. Таким образом гипноз — ключ к мозгу…» Доктор медицинских наук Д.В. Кандыба

«Сознательно или бессознательно — определенные формы манипуляций психикой используют все без исключения люди. Манипуляции, внушение, информационно-психологическое воздействие, гипноз наяву и т.п. — синонимические понятия одной теории: управление психикой человека. Знание и изучение механизмов такого управления является самым эффективным на сегодняшний момент способом противодействия манипуляциям психическим сознанием индивида и масс». С.А.Зелинский

original

1. Психофизиологические основы гипнотического воздействия

Для лучшего понимания гипнотического воздействия нам необходимо знать основные закономерности высшей нервной деятельности, открытые такими академиками как И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н. Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе и др. Поэтому кратко рассмотрим основы психофизиологии[1].

По мнению академика И.М.Сеченова, все аспекты сознательной и бессознательной жизни являются рефлекторными (И.М.Сеченов, 1863). Рефлекс заканчивается движением. И.М.Сеченов открыл процессы торможения в центральной нервной системе. По его мнению, не всякая мысль сразу переходит во внешнее действие. Мысль является рефлексом с заторможенным концом. Страсти — рефлексы с усиленным концом. Исследования И.М.Сеченова продолжил академик И.П.Павлов. Он установил что условный рефлекс это ответ не на само действие, а на сигнал об этом действии. Совокупность условных рефлексов И.П.Павлов назвал «сигнальной системой». Существуют две сигнальные системы. Первая — чувства. Вторая — речь. В первой сигнальной системе условный рефлекс становится условным только в случае если он подкрепляется раздражителем (например звонок подкрепляется раздачей пищи). Во второй сигнальной системе такое распространение необязательно. Словесное выражение предполагаемого действия уже может вызвать необходимые реакции организма. Объясняется это тем, что слово, благодаря филогенезу (коллективному бессознательному, памяти предшествующих поколений), связывается в больших полушариях головного мозга с соответствующими безусловными раздражителями, заменяя их и вызывая ту реакцию, которую бы вызывали эти раздражители. Например можно выработать у человека условный рефлекс на прием пищи и соответствующее выделение слюны в ответ на реальный раздражитель (звонок), а можно в ответ на условный раздражитель (например слово о пище, рождаемое в мозге представление о пище как таковой с соответствующими реакциями организма). Таким образом мы должны говорить о том, что в условном рефлексе в неразрывном единстве представлено как физиологическое, так и психическое содержание (В.М.Кандыба, 1999).

В.И.Ленин определил вторичность сознания, как высшей формы психики. Сознание основывается на отражения, т.е. психического воспроизведения объекта в мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений. В итоге содержание сознания определяется окружающей действительностью. Сознание — это свойство высокоорганизованной материи. Такой материей является человеческий мозг. Мысли и образы в сознании не имеют реальных размеров. Они не подчиняются закону сохранения энергии, согласно которому материя несотворима и неуничтожима, ни одна ее частица не может возникнуть из ничего и бесследно исчезнуть. Для отражения характерно свойство предметов запечатлевать на себе действие других предметов, сохранять на какое-то время эти отпечатки, и реагировать на воздействия в соответствии с происшедшими изменениями. В живой природе отражение наиболее ярко выражено (например стебель растения реагирует на источник света). Отражение происходит и в неживой природе (например камень сохраняет отпечаток на глине). У живых организмов раздражение происходит рефлекторно, благодаря наличие нервной системы. В этом случае для осуществления рефлекторных ответов используются рефлекторные дуги. В начале каждой рефлекторной дуги имеется рецептор, который воспринимает раздражение. При раздражении рецептора в нем возникает физико-химический процесс возбуждения. Волны возбуждения передаются по нервным клеткам (нейронам) и перерабатываются в них. Основная переработка осуществляется в ЦНС (спинном и головном мозге). После этого возбуждение доходит до рабочих органов (мышц или желез), действие которых обеспечивает ответ на воздействие. Рефлекторные дуги благодаря вставочным нейронам взаимо­действуют друг с другом. Особенно важно возбуждающее или (чаще) тормозящее влияние головного мозга на спинномозговые рефлексы.

Сложными цепями безусловных рефлексов являются инстинкты. На безусловные рефлексы и на инстинкты большое воздействие оказывают т.н. гуморальные влия­ния — действие особых веществ, вырабатываемых в организме. С помощью безусловных рефлексов организмы хорошо приспо­сабливаются к условиям среды. Условные рефлексы образуются в течение жизни в со­ответствии с имеющимися в момент их образования условиями сре­ды. Если животное получит ожог от огня, в следую­щий раз оно к огню не приблизится. Огонь становится сигналом опасности. Эта сигнальная функция главное в условном рефлексе. Животное реагирует не на саму опасность, а на сигналы о ней. Появляется возможность избежать опасности. Условнорефлекторная деятельность привела к дальнейшему развитию рецепторов. Особенно развиваются так называемые дистантные рецепторы, воспринимающие раздражение на расстоянии (рецепторы запахов, света, звуков). Развиваются и связанные с ними отделы ЦНС — высшие отделы головного мозга.

При условнорефлекторной деятельности активность отражения достигают такой высокой степени, что условный рефлекс следует признать и физиологической и психической формой отражения. Здесь имеются элементы идеальности отражения. Сигнал во многом подобен (хотя, конечно, не идентичен) образу. Разрушающая сила огня пропорциональна температуре горения, но сигнальное значение пламени мало зависит от его температуры. Условный рефлекс как бы «включает» в себя прошедшее время, когда он образовался, и в то же время позволяет «предвосхищать» будущее. Таким образом, возникновение психической формы отражения в живой природе неразрывно связано с развитием деятельности нервной системы.

Продолжим рассмотрение основных закономерностей высшей нервной деятельности.

Как известно, в основе деятельности нервной системы лежат процессы воз­буждения и торможения. Возбуждение — это активный процесс, возникающий в ткани рецептора, нервного ствола, тела нервной клетки при их раздражении, т. е. при воздействии на них физиче­ских и химических раздражителей достаточной силы. Сложные физико-химические процессы, протекающие при этом в нервной ткани, приводят к изменению электрического заряда на поверхно­сти нервной клетки. Это изменение заряда передается по отросткам нервной клетки как «волна возбуждения». Волны возбужде­ния, приходя в другие клетки (при этом они проходят через особые образования — синапсы), также вызывают в них процесс возбуж­дения. При этом в мышечных клетках происходит сокращение, в железистых клетках — секреция. Волны возбуждения не всегда вызывают деятельность. Как установил академик Н.Е.Введенский (1950), при определенном сочетании их силы и частоты возникает торможение. Торможение может также возникнуть и в самой нервной клетке. Внешним результатом торможения является задержка деятельности. Нарушения процесса торможения встре­чаются чаще, чем нарушения процесса возбуждения. Торможение задерживает ненужные или менее важные в данный момент действия и участвует в координации (согласовании) действий. Например при сгибании конечности в нервных центрах мышц-сгибателей возникает возбуждение, а одновременно в центрах мышц-разгибателей — торможение. Кроме того торможение, выключая деятельность ча­стей организма, создает условия для отдыха.

Роль торможения между центрами нервной системы было исследовано в середине XIX века академиком И.М.Сеченовым. Академик И.П.Павлов (ученик И.М.Сеченова) установил, что если при действии жизненно важного раздражителя (например, пищи) одно­временно подействовать мало значимым в данный момент раздражителем (например, зажечь лампочку), то пос­ле нескольких повторений образуется рефлекс, и в последствии действие света лампочки вызывает выделение слюны. И.П.Павлов назвал это явление выработкой условного рефлекса. Физиологически условный рефлекс объясняется следующим образом: при действии слабого раздражителя в соответству­ющем участке коры головного мозга (при действии света в затылочной части) в группе нервных клеток возникает «очаг возбуждения». Если в это время принимается пища, то возникает воз­буждение и в пищевом центре коры головного мозга (в задней центральной извилине). Процесс возбуждения как бы проклады­вает между двумя одновременно возникающими очагами возбуждения «мо­стик». И.П.Павлов установил существование различных видов торможения. Он различал торможение безусловное (врожденное) и условное (вы­рабатывающееся в течение жизни). К безусловному торможению относится торможение, возникающее по типу так называемой «отрицательной индук­ции». Если в нервном центре возникает сильное возбуждение, то в центрах, функционально связанных с этим возбужденным цент­ром, возникает торможение. Или, например, запредельное тор­можение, которое тоже относится к безусловным рефлексам.  Можно выработать условный рефлекс на слабый звук трещотки. Но если сделать звук трещотки очень сильным, то условно-рефлекторной реакции не будет. Сила раздражения превы­сила предел работоспособности клетки, и вместо возбуждения в ней возникло торможение. Условное торможение встречается в нескольких разновид­ностях. Общим для них является следующее: если торможение возникает в результате не подкрепления условного раздражителя не сра­зу, а в результате более или менее длительного периода, то условный раздражитель, ранее вызывавший какое-то действие, начинает вызывать торможение.

Наиболее важными разновидностями условного торможения являются угасательное, дифференцировочное и торможение запаз­дывания.

Угасательное торможение вырабатывается в случае, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Причем торможение, возникающее при «угасании» в корковом центре условного рефлекса, распространяется на другие корковые клет­ки. Поэтому усыпляюще действуют монотонные, ничем не под­крепляемые раздражители, в том числе и речь.

Дифференцировочное торможение вырабатывается, если упот­ребляются два близких по форме условных раздражителя, но под­крепляется только один из них. Если, скажем, условный рефлекс выработан на 100 ударов метронома в минуту, то сначала и на 110 ударов метронома последует условно-рефлекторный ответ. Но если систематически дается раздражение 110 ударов и не подкрепляет­ся, а 100 ударов — подкрепляется, то при 110 ударах условнорефлекторный ответ постепенно исчезает, и развивается торможение.

Торможение запаздывания вырабатывается в случае, если подкрепление следует не сразу, а через какое-то время. Постепенно и условно-рефлекторный ответ начинает запаздывать.

В случае если любой вид торможения связать с каким-нибудь легким раздражителем, то такой раздражитель начинает вызывать торможение. Например, если при частоте ударов метронома в 110 ударов в минуту вызывается торможение, то если одновременно с ударами зажигать лампочку, то после одно зажигание (без ударов) уже будет вызывать торможение.

Академик И.П.Павлов (1954) уста­новил три закона взаимодействия возбуждения и торможения. Пер­вый — закон иррадиации (распространения). Возникающее в каком-либо центре возбуждение распространяется на соседние центры. Второй — закон концентрации. Распространившиеся на сосед­ние центры возбуждение и торможение через некоторое время сно­ва концентрируются в исходных центрах. Третий — закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения: вокруг очага сильного воз­буждения возникают очаги торможения, а вокруг очагов торможе­ния — очаги возбуждения.

Академик Н.Е.Введенский (ученик И.М.Сеченова) установил что импульсы, приходящие в нервную клетку, вызы­вают в ней торможение или возбуждение в зависимости от частоты и силы импульсов и в зависимости от функционального состояния ткани. Это состояние определяется скоростью элементарных физико-химических про­цессов, протекающих в клетках (лабильность). Если лабильность нормальна, а частота и сила раздражающих импульсов не слишком велики, то в клетке возникает возбуждение. Торможение может возникнуть при слабом раздражении, если окажется сниженной лабильность клетки (т.е. уменьшится скорость обменных процессов). Понижение лабильности возникает при повреждении тканей. Такое состо­яние клеток Н.Е.Введенский (1950) обозначил термином «парабиоз», объясняя что такие клетки находятся в пере­ходном (но обратимом) состоянии между жизнью и смертью. При парабиотическом состоянии нарушаются правильные соотношения между силой раздражения и ответными реакциями ткани. При постепенно развивающемся парабиозе последовательно сменяют друг друга ряд фаз. В «уравнительной» фазе на сильные и слабые раз­дражения получается ответ одинаковой силы. В следующей — «па­радоксальной» — фазе сильные раздражения вообще не дают внеш­него эффекта (возникает торможение), а на слабые раздражения возбуждение возникает. В «тормозной» фазе ткань не отвечает ни на сильные, ни на слабые раздражения, и ее можно принять за «мер­твую», но при этом еще возможно восстановление функции.

Важную роль для понимания гипноза внес академик А.А.Ухтомский (ученик академика Н.Е.Введенского). Академик А.А.Ухтомский (1966) открыл принцип доминанты. Он по­казал, что из множества рефлексов, которые могли бы возникнуть вследствие множества раздражений, осуществляются не­многие. Объясняется это тем, что в нервных центрах той деятельно­сти, которая в данный момент становится ведущей, «доми­нирующей», возникает очаг повышенной возбудимости. Этот очаг «привлекает» к себе раздражения, адресованные в другие, в дан­ный момент не доминирующие центры. В результате доминирую­щий центр усиливает свою работу, а не доминирующие центры за­тормаживаются. Например, если во время какого-то важного для вас занятия вас чем-то отвлечь, то возможно что вы и не заметите сразу что от вас хотят, и будете продолжать заниматься своим делом. Принцип доминанты очень ва­жен для понимания процесса внимания и для объяснения физио­логической основы сознания человека.