Многие боятся самолетов, тогда как именно их называют самым безопасным транспортом…

1484cc0d0ee73221fda9289bb93ebf23

А сообщения о том, что в лайнер ударила молния, которые время от времени появляются в СМИ, еще больше разжигают чувство страха у пассажиров.

В Шереметьево в начале июня в результате удара молнии пострадали три находящиеся на стоянке самолета. Разряд обесточил их, отключилась авионика и другие системы. Лайнер Embraer E170, на борту которого находилось 55 пассажиров, в марте этого года вынужденно приземлился в аэропорту Нью-Йорка из-за поражения молнией. В декабре летевший в Сеул из Москвы самолет получил разряд в воздухе. В январе молнией была повреждена законцовка правого полукрыла у самолета авиакомпании «Аврора», который направлялся в Хабаровск из Харбина. Этот список можно продолжить, самолеты получают удары молний нередко.

Чаще всего разряд не наносит самолету повреждений, но воздушное судно, которое постигла эта участь после посадки на некоторое время «отправляют на отдых». Пилот и автор книги Cockpit Confidential Патрик Смит рассказывает, что молния обычно бьет в конец крыла или в нос лайнера. Чаще всего страдает только обшивка, а электрические системы повреждаются крайне редко, так как все приборы экранированы. Патрик Смит отмечает, что разряд молнии в самолет попадает не чаще двух раз в год.

Командир самолета авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов выражает другое мнение. По его словам, молния очень часто бьет в самолет, но без каких-либо последствий. Разве что может выгореть несколько заклепок на корпусе, но на безопасность полета это не влияет, а после посадки такая неприятность устраняется за считанные минуты.

В университете Кардиффа лабораторией Моргана Ботти по изучению молний руководит профессор Ману Хадда. Он говорит о том, что конструкция современных самолетов типа Boeing и Airbus работает как клетка Фарадея. Корпус выполнен из легкого углеродистого композита с тонким покрытием медью. И молния, бьющая в самолет, проходит по его поверхности, не попадая внутрь. Достигнуть топливных баков молния не может даже в теории, поэтому причиной возгорания и взрыва она стать не может. Пассажиры могут увидеть сильную вспышку света или услышать характерный звук молнии, но почувствовать ее вряд ли удастся.

Таким образом, риски близки к нулю. Единственное, что удар молнии может стать причиной паники среди пассажиров, а это в свою очередь может угрожать безопасности полета.

Серьезных происшествий, связанных с ударом молнией, совсем немного в истории мировой авиации. Один из последних случаев – падение в январе 2014 года легкомоторного самолета авиакомпании Intan Angkasa Air на востоке Индонезии. Воздушное судно попало в грозу и было поражено молнией. Результатом крушения стала гибель четырех человек.

Произошедшую в 1963 году катастрофу из-за удара молнией считают самой серьезной в истории мировой авиации. Тогда разряд стал причиной взрыва лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American в воздухе. Погибло 73 пассажира и 8 членов экипажа. После проведенного расследования Федеральное управление гражданской авиации США вынесло постановление об обязательном оснащении всех гражданских самолетов специальными приспособлениями, снимающими статическое электричество.

Во время Великой Отечественной войны, 30 мая 1943 года, самолет Ил-4, пролетавший через грозовой фронт, получил удар молнией, загорелся и упал.

14 августа 2010 года в приземляющийся самолет колумбийской авиакомпании ударила молния. Самолет раскололся на части при приземлении. Пострадало 114 человек, 1 погиб.

12 мая 2011 года в приземляющийся в аэропорт Хитроу (Лондон) самолет типа Airbus A380 авиакомпании «Emirates» ударила молния. Самолет и никто из находившихся на борту не пострадал.

7 апреля 2015 года в результате удара молнии появилась дыра в самолете компании Icelandair, следовавшем из столицы Исландии Рейкьявика в Денвер, штат Колорадо. Системы Boeing 757 из строя не вышли, и пилоты спокойно продолжили восьмичасовой полет.

По статистике, ежегодно в каждый самолет попадает по несколько ударов молний — во время, когда он преодолевает грозовой фронт во время взлета или посадки.
э